Муниципальное общеобразовательное учреждение Степноанненковская средняя школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
433640, Ульяновская область, Цильнинский район, село Степное Анненково, улица Пионерская, д.№3
  • Информационная безопасность

    •                    Мошенничество на сайтах и соц.сетях :  Подробная информация на сайте Цифровой ликбез  

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

     1)  Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации. 
    2) Проводятся внеурочные занятия с учащимися по теме "Приемы безопасной работы в интернете";
    3) Установка в ОО программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика;
    4) Обеспечение услуги доступа в сеть Интернет образовательного учреждения с обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика (установка контент-фильтра);
    5) Обеспечение доступа обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет;
    6) Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении;
    7) Информационное просвещение участников образовательного процесса о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
    8) Размещение на официальном сайте школы информации по интернет-безопасности, ссылок на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса;

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Детские безопасные сайты

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/pers-dann_deti.jpg

    Персональные данные. Дети - информационный портал, предназначенный для знакомства детей с понятием "персональные данные". Помимо основной информации о персональных данных детям предлагается пройти тест на знание и понимание данного понятия, посмотреть видео и прослушать аудиоматериалы.

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/gorjachaja_linija1.jpg

    Центр Безопасного Интернета в России - сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее - он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием "Национальный узел Интернет-безопасности в России"

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/runet.jpg

    Фонд "Дружественный Рунет" - Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/deti_v_internete.jpg 

    Проект "Дети в Интернете" - это комплекс образовательных мероприятий, объединяющий в себе интерактивные выставки и серию обучающих уроков для младших школьников. Цель - информирование детей, родителей и учителей о потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз и полезных возможностях Глобальной сети для образования, развития, общения и досуга. Проект реализуется оператором связи МТС совместно с Фондом Развития Интернет при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ и ряда других партнеров

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/setevichok.jpg 

    Сетевичок.рф - твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А также принять участие в конкурсах и стать самым цифровым гражданином!

       

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/solnyshko.jpg 

    "Солнышко" - детский портал. Развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей: раскраски, загадки, игры и сказки, конкурсы и фотогалерея. Виртуальная школа. Сценарии праздников. Консультации психологов. Конференции родителей

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/murzilka.jpg 

    "Мурзилка" - детский журнал и сайт для детей со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 94 года существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/230px-Logo-blog.jpg 

    E-parta.ru - Онлайновый научно-популярный журнал для подростков - некоммерческий образовательный портал, созданный в сентябре 2008 года и рассчитанный на школьников средней и старшей школы. На портале публикуются новости науки по основным школьным предметам, обзоры образовательных ресурсов всего мира, научно-популярные фильмы, виртуальные экскурсии, видео уроки по созданию сайтов, танцам, обработки фотографий и т. д.

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/veblandija.jpg 

    ВебЛандия - лучшие сайты для детей. Критерии отбора сайтов для "ВебЛандии" продуманы и сформулированы на основании опыта составления так называемых "белых списков" и согласно требованиям к безопасности информационной продукции (Федеральный Закон №436) для детей и подростков. Но главный критерий отбора наличие интересного, содержательного, написанного хорошим литературным языком контента любой вкус: об искусстве и науках, животных и технике, спорте и развлечениях, музыке и путешествиях, сайты в помощь школьной программе и советы психолога, исторические и, конечно, литературные

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/detskaja_biblioteka.jpg 

    Российская государственная детская библиотека - крупнейшая в мире библиотека для детей. Основана 30 декабря 1969 года по приказу министра культуры РСФСР. Еженедельно в библиотеку поступают десятки новых, замечательных книг для детей и взрослых. О наиболее интересных изданиях, по мнению специалистов библиотеки, можно узнать на страничке Новинки и бестселлеры сайта

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/liga_bezopasnogo_interneta.jpg 

    Лига безопасного Интернета На этой странице Вы можете оставить свое сообщение о противоправном Интернет-контенте. У Вас есть возможность сообщить анонимно или оставить свой адрес электронной почты. Большое Вам спасибо за Ваш вклад в противодействие распространению незаконного контента в сети Интернет!

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/spas_ehkstrim.jpg 

    "Спас-ЭКСТРИМ" - портал детской безопасности МЧС России. Материалы по безопасности для детей и учителей. Телефоны экстренных служб. Возможность онлайн-обращения к психологу. Рассказы о юных героях.

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/rossijskoe_obrazovanie.jpg 

    Федеральный портал "Российское образование"
    Вузы - Каталог университетов, академий, институтов
    Ссузы - Каталог колледжей, техникумов, училищ
    Учебные карты:- карты России и мира, контурные карты, образовательная статистика.
    Новости - Новости в сфере образования
    Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ и ГИА on-line

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/1edinoe_okno.jpg 

    Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    Каталог Интернет-ресурсов
    Полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/fciot.jpg 

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    Каталоги Хранилище Электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для открытой мультимедиа среды (ОМС).

    http://ohanskchool.ucoz.ru/3inter_bez/deti_sait/interurok.jpg 

    Образовательный портал InternetUrok.ru - это коллекция уроков по основным предметам школьной программы, постоянно пополняемая и свободная от рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров. Сейчас на сайте собраны все уроки естественно-научного цикла для 1-11 классов и приблизительно половина уроков по гуманитарным дисциплинам

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

     Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия "авторское право", расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    Методические рекомендации по обучению учащихся правилам безопасного поведения в Интернете

    Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, и т. п. Интернет-зависимость - это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
    - школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
    - ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    - лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    - комната должна быть хорошо освещена;
    - при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    - расстояние от глаз до монитора 60 см;
    - периодически делать зарядку для глаз.

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности; знакомить родителей с современными программно- техническими средствами, ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних. В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа Интернет: возможности, компетенции, безопасность, разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ.
    Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс Разбираем Интернет. Проект рассказывает об устройстве электронного мозга сетевого пространства.Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания.
    Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися.
    Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт. Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.
    В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет необходимо:

    - познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
    - рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
    - убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
    - объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
    - убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им;
    - убедить, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

    Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков - трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо:
    - Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
    - Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
    - Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
    - Убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.
    - Помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    - Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.

    Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся. Для учащихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды учащихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема "Безопасность детей в Интернете". Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества учащихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.
    Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет. Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах; информирование через школьный сайт на страничке для родителей. На таких страничках можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете. Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями "родительского контроля". Родителям можно порекомендовать установить на домашнем компьютере бесплатную программу "Интернет Цензор". Родителям могут быть даны следующие рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет:
    - Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
    - Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
    - Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
    - Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    - Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
    Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать плюсы и нейтрализовать минусы работы с ресурсами всемирной Сети.

    Единый урок безопасности в сети Интернет. 

    Методические материалы Перейти 

    Материалы ко Всероссийскому уроку по безопасности в интернете

    Перейти

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • Фонд развития Интернет http://www.fid.su/
    • Лига безопасного Интернета http://www.ligainternet.ru/
    • Центр безопасного Интернета в России http://www.saferunet.ru/
    • Сайт проекта Ростелеком «Классный Интернет» http://www.safe-internet.ru/ Библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
    • Центр безопасности Мicrosoft https://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx
    • Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

                     Мероприятия Лиги безопасного интернета http://www.ligainternet.ru/news/ Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.

      Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП "Лига безопасного интернета":

      Материалы к уроку в начальных классах. Анимированая презентацияпримерный конспект урока.

      Материалы к уроку в младших классах. Презентация

      Материалы к уроку в средних классах. Презентация

      Материалы к уроку в средних классах. Презентация в обновленном дизайне

      Материалы к уроку в старших классах. Презентация

      Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах

      Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета http://www.fid.su/projects/research Фонд основан в 2000 году. Проекты, реализуемые Фондом, направлены на содействие развитию Интернета, как безопасного пространства для детей и подростков, на формирование способности и готовности представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий.

      Международный проект «Сетевичок» http://сетевичок.рф Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

    • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков
    • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
    • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»
    • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».
    •      Методические материалы, подготовленные специалистами Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО):

    Методические и справочные материалы

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    • ФОНД РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ  Подробная информация Перейти

    Ссылки на сайты по вопросам информационной безопасности детей и взрослых

    • Nachalka.com ( http://www.nachalka.com/bezopasnost )  - сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. Родителям интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. «Пока мы спорим «пущать» или «не пущать» учеников начальной школы в Интернет — они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Как?»  Этому и не только посвящен раздел сайта  «Безопасность детей в Интернет»   http://www.nachalka.com/bezopasnost .

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

    Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Рекомендации разработаны на основании письма Министерства образования и науки Мурманской области от 12.12.2014 №17-02/9115-ИК «О методическом обеспечении деятельности по противодействию экстремизму среди обучающихся и профилактике интернет- зависимости».

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет- зависимость, склонение к суициду и т. п.

    Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

    • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
    • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при
    • наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    • комната должна быть хорошо освещена;
    • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    • расстояние от глаз до монитора – 60 см;
    • периодически делать зарядку для глаз.

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно- просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа

    «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internet- project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionlin e.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)

    Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс

    «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.

    Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.

    Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie